RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

6 м/c,

с-в.

745мм 62%
Подробнее
7 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Город Виталий Комин, директор компании «ТехРесурс – Малые Архитектурные Формы»: «Я не могу быть равнодушным к тем, за кого чувствую свою ответственность»

Виталий Комин, директор компании «ТехРесурс – Малые Архитектурные Формы»: «Я не могу быть равнодушным к тем, за кого чувствую свою ответственность»

На Западе социальная ответственность и бизнес, будь он малый или крупный, давно неразделимы. В России же очень часто о добрых делах той или иной компании мы узнаем в предвыборные месяцы. И потому фамилии людей, которые помогают кому-то вне выборов, особенно хорошо врезаются в память. Среди них – директор компании «ТехРесурс – Малые Архитектурные Формы» Виталий Комин, с которым мы рассуждали о природе социальной ответственности бизнеса и о том, почему в Челябинске так мало благоустроенных дворов.

Виталий Александрович, какие изменения лично вам принес прошедший год?


– Год был непростой – в нем хватало всего. С одной стороны, дела у фирмы шли неплохо, мы наращивали обороты, заключали новые контракты, расширяли структуру компании и ее базовую оснащенность. С другой – именно из-за этого пришлось пережить несколько тяжелых ситуаций: и мои соратники меня подводили, и даже на деньги «кидали», и внутри фирмы были ненадежные люди, которые тормозили процесс развития. Чтобы выстоять, приходилось работать на износ.

Это отняло, наверное, очень много сил?

– На какое-то время это отняло практически все силы.

Однако не раз проходила информация, что вы помогаете дошкольным учреждениям с установкой детских площадок. На это откуда силы?

– Не в моем характере отказывать человеку в помощи, прикрываясь собственными проблемами. Я бизнесмен, и привык смотреть в лицо неприятностям разного рода. Любая компания, если во главе ее грамотный руководитель, в состоянии справиться с любыми трудностями. А вот люди, которые обращаются ко мне, – заведующие детских садов или приютов – им ждать помощи неоткуда. Я их последняя надежда. Как я могу отказать им?

Можно объяснить ситуацию, сказать, мол, сейчас не самый удачный период…

– Нельзя быть ответственным под настроение. Если болеешь душой за какое-то дело, то нужно идти до конца. Наверное, осознание этой ответственности перед людьми, перед нашими детьми и помогла мне выстоять. И даже сделать рывок вперед.

Какой рывок?

– Рано или поздно бизнес подходит к такой точке, когда начинаешь задумываться о собственном производстве. В первую очередь потому, что это избавляет от лишнего звена в цепочке и позволяет упрощать работу с заказчиками. Поэтому у меня есть серьезные планы на расширение бизнеса через создание собственной фабрики. Вторая причина – это статус наших объектов. Большинство из них находятся в бюджетной сфере, где финансирование происходит не всегда такими темпами, какими заявлено, да и в конкурсах, которые проводят администрации, оплата производится только после выполнения контракта, при этом нужно еще учитывать и обеспечительную заявку в 5–10 процентов. Поэтому детские сады, школы, приюты не могут работать по стопроцентной предоплате, поскольку зависят от бюджетных средств. Имея же собственную производственную базу, я могу позволить себе производить монтаж тех же детских площадок в таких учреждениях с рассрочкой. Сейчас, работая с поставщиками, я должен брать кредиты, чтобы позволить бюджетным организациям рассчитываться в рассрочку.

Производственная база позволит вам стать лидерами в своей сфере.


– Моя компания и сейчас является лидером в Челябинской области и в целом на Южном Урале. Так же активно мы работаем и с соседями – Екатеринбургом, Тюменью, Уфой, Курганом, Пермью, Ханты-Мансийском. Есть у нас клиенты даже в Новосибирске и Казахстане. При этом сказать, что мы монополисты, нельзя. На челябинском рынке присутствуют сильные игроки, растут новички и, бывает, неожиданно выстреливает та или иная компания. Я к этому отношусь нормально, и со всеми своими конкурентами общаюсь дружелюбно. Не считаю нужным сражаться за передел рынка, потому что он еще не насыщен, места хватает всем. Главное – не лениться и реально работать, а не просто хватать по верхам, пользуясь ситуацией.

И если говорить о производстве, то где оно разместится?

– Однозначно – в Челябинской области. Большие надежды возлагаю на китайский торгово-логистический комплекс, который будет построен под Южноуральском. Потому что сейчас по литью изделий из пластика в плане соотношения качества и цены китайцы лидируют с большим отрывом. Производство деревянных и металлических конструкций наладить довольно просто: технологии отработаны, ресурсы имеются, а вот пластик выгоднее сегодня возить из Китая.

Пока производства нет, вы работаете с поставщиками, что значительно удорожает продукцию. Не жалко отдавать ее на благотворительные цели?

– В этом плане я мыслю не как предприниматель, а как челябинец. Ведь то, что мы делаем – делаем качественно, а значит, и безопасно. Вот эти два критерия должны стоять на первом месте, когда мы говорим о детских площадках. Здесь категория «выгодно-не выгодно» вообще не должна присутствовать, ведь не бывает чужих детей. Например, за прошедший год я помог нескольким учреждениям с оснащением детских городков. Это были и детские сады, и детские приюты.

Расскажите поподробнее, как это происходило.

– Вот недавний пример. В разговоре со знакомыми я услышал, что в центре города, буквально за «Детским миром», есть детский сад, который существует едва ли не за чертой бедности. Не поверил, что такое возможно, и поехал туда посмотреть, насколько все плохо. Увидел детские площадки с городками, сваренными еще в советское время из железных прутьев, с железными проржавевшими домиком и машинкой, с развалившимися песочницами. Я бы не удивился, если бы такой садик находился, скажем, где-нибудь на окраине города или в каком-нибудь поселке. Но тут – центр города! Встретился с заведующей, предложил помощь. Оказалось, что детские площадки – это только верхушка айсберга. Денег не хватает буквально на все – на ремонт овощехранилища, на краску, на детские городки. Даже элементарные лампочки и рассаду коллектив покупает на свои деньги.

И как вы решили эти проблемы?

– Все проблемы не решишь в одночасье – это тоже надо понимать. Мы начали с детской площадки. Сейчас в садике закончен монтаж детского городка. Я помог с закупкой краски. Дальше будем думать, как решить проблему с овощехранилищем.

То есть вы, получается, шагнули дальше своей сферы?

– Нельзя помогать наполовину. Нужно делать все до конца. Если ты чувствуешь свою ответственность, то надо сделать все возможное, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. Тем, кому я помогаю, я помогаю по максимуму. Конечно, надо понимать, что есть какие-то сферы, где мои возможности ограничены, но все, что не ограничено – должно быть сделано. Иначе это не помощь, а подачка.

Вы продолжаете искать такие садики, или они сами вас находят?

– По большому счету, их и искать не надо. Бюджетных учреждений, особенно в сфере дошкольного образования, у которых все более-менее хорошо, очень мало, капля в море. Остальные держатся на плаву, пытаются как-то выживать. Даже в Челябинске ситуация, мягко говоря, неприятная, а если выехать в область, особенно в небольшие города, то там дела обстоят еще хуже.

Но ведь администрациям городов и районов в рамках различных программ выделяются какие-то деньги!

– Деньги выделяются, но их недостаточно. О программе «Двор», которая с шумом стартовала несколько лет назад, сейчас вообще почти не слышно. Слишком долго все разваливалось, чтобы взять и за пару лет исправить это. К тому же не всегда грамотно и рационально проводятся конкурсные отборы компаний, которые будут осуществлять те или иные поставки. Мы ведь знаем, как это часто бывает: выделена какая-то сумма, например, пять миллионов рублей. И на эту сумму надо благоустроить, скажем, 20 дворов. А дворы эти в таком состоянии, что там на каждый надо по 500 тысяч тратить, чтобы привести в божеский вид, вот и выходит в два раза меньше, в лучшем случае. Но глава города должен крутиться, как-то выходить из ситуации. Самый простой путь – обратиться к сомнительному подрядчику, который устанавливает дешевую и, как правило, некачественную продукцию. И вот эти 20 дворов худо-бедно обставлены, но через год-два все эти качели-горки сломаются, и двор опять придет в непотребное состояние. За примером далеко ходить не надо – двор в Ленинском районе Челябинска. Установили такой городок, где качели быстро сломались. Как результат – травмы детей.

И в чем выход-то? Если денег выделяют мало, то, получается, главам администраций деваться некуда.

– В том-то и дело, что менять ситуацию нужно не силами каких-то бизнесменов, потому что очень много тех, кто на этом просто зарабатывает. Помогают-то единицы, а остальные стремятся пропиариться, подняться в рейтинге. Как только нужная цель достигается, никто больше не слышит об этих «помощниках». Для меня такой ход вещей неприемлем. Я иду по двору, смотрю – скамейка сломана. Я просто привожу новую и устанавливаю ее, не рисуя на ней своих логотипов, не устанавливая табличек, кто такой хороший заменил сломанную скамейку. Потому что меня как жителя Челябинска удручает ситуация с дворами в нашем городе. И если я могу что-то изменить – я это делаю. Конечно, я один не в состоянии объять необъятное, менять ситуацию необходимо на верхах.

Каким образом?

– Если говорить о проблеме благоустройства, то здесь чиновникам надо быть реалистами и выделять достаточные суммы. Не разово и не сезонно, а заложить постоянную статью в бюджете. Проблема чиновников в том, что они очень быстро перестают замечать, что происходит вокруг. Вот пример, о котором я говорил – детский сад в центре города, который никто не замечал. Потому что перестали слушать и слышать, перестали просто смотреть по сторонам.

Возможно, чиновников одолевают другие проблемы в совершенно других масштабах, на фоне которых детский сад выглядит маленькой точкой.

– Какие бы проблемы нас не одолевали, мы не перестаем думать о собственных детях. Чем их накормить, во что одеть, в какой садик отдать, что к школе купить. Если родитель не задумывается над этими вещами и ему все равно, что ест его сын или дочка, ходит ли в стоптанных ботинках, делает ли домашнее задание, – то это плохой родитель. Меня постоянно жизнь проверяет на прочность. Приходилось работать сутками и спать по четыре часа, потому что мой бизнес был на гране срыва, однако я боролся за него – и выстоял. И в пылу этой борьбы ни на секунду не забывал о семье, старался уделить ей время, которого и так катастрофически не хватало. Наверное, я такой человек: не могу быть равнодушным к тем, за кого чувствую свою ответственность.

Не хотели бы выставить свою кандидатуру на выборах? И будучи избранным, изменить сложившуюся ситуацию?

– Я бы хотел, чтобы мои дети и дети других челябинцев жили в красивом городе с чистыми и уютными дворами, чтобы бабушкам было где посидеть и посудачить. Сейчас очень активно развивается молодежно-спортивное движение work-out, но никто не задумывается, что эти парни и девушки вынуждены ехать в парк Гагарина или еще куда-то, чтобы заняться спортом. Они не могут выйти во двор и там поподтягиваться на турниках, потому что у нас во дворах просто их крайне мало. Для того, чтобы они там появились, нужна программа благоустройства, которая не заглохнет через пару месяцев. Все, что я рассказываю, – это только верхушка айсберга, но я чувствую в себе силы этот айсберг растопить. Я с детства привык давать больше, чем получать взамен, потому что делаю это от чистого сердца. Не секрет, что лозунги многих народных избранников расходятся с делом, потому что эти люди не вкладывают сердце в свою работу. Я же не могу работать без души. Я никогда не измерял свою ответственность, свою любовь к городу деньгами.

Вы хотите стать депутатом, чтобы обойти своих конкурентов?

– Не вижу в этом смысла. Рынок не насыщен, и насыщения не произойдет еще несколько лет, может, даже с десяток лет. Места хватит всем, поэтому применять запрещенные приемы не собираюсь. Это не входит в систему моих ценностей. Те, кто со мной работал, а я на рынке уже достаточно долго, могут подтвердить это. Для меня очень важен человеческий фактор, и его я всегда ставил выше денег. Понимаете, руководитель любого бизнеса не может расти в одиночку, ему важно и нужно расти вместе с командой – только тогда можно говорить об успешности предприятия. Если же руководитель растет сам, а его люди остаются на месте, это плохой признак. Я готов пойти на некоторые издержки ради сотрудника, который прогрессирует. То же самое и с конкурентами. Чем активнее они развиваются, тем больше заставляют меня быть в тонусе, а это очень полезно и для развития бизнеса, и для развития личностных качеств.

То есть давить никого не будете?

– Это не в моих правилах. Я всегда стараюсь быть максимально честным как с партнерами, так и с конкурентами, и вообще с людьми. Есть одно простое правило: общаться и строить любые отношения нужно сердцем, а вот принимать решения – головой. Для меня деньги – это категория как раз оттуда, из головы. О них я думаю, когда веду бизнес: закупки, поставки, контракты. А вот ответственность – перед семьей, перед городом, перед будущим – это уже категория «сердечная».

Тем не менее на выборах вам придется проявить свои бойцовские качества.

– Я готов к этому. Именно сейчас я как никогда ранее чувствую в себе силы победить. Я пережил непростой год, который меня многому научил, который отнял много сил. Признаюсь честно, в какой-то момент я ощутил себя опустошенным, но именно это позволило мне наполниться новой энергией. И я готов ее применить.

Вы готовы к победам?

– Многие перемены к лучшему потому и не происходят, что мы их откладываем на потом. Говорим: «Завтра будет погода лучше» или «Завтра настроение изменится». Но на самом деле мы просто боимся что-то менять. У меня нет этого страха, я готов к победам и переменам к лучшему.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления