Город Андрей Жигалов – клоун из нашего города

Андрей Жигалов – клоун из нашего города

Андрей Жигалов – одновременно мировая звезда и парень из нашего города. Явление редкостное, к тому же не имеющее никакого отношения к избранному раз и навсегда амплуа. На арене, в музыкальных клипах и в кино обладатель самых престижных международных наград всегда разный. Кинорежиссер Георгий Данелия увидел в нем молодого Никулина, сын Чарли Чаплина – своего отца, но для большинства его поклонников он всегда останется своим парнем. В эти дни гость нашей редакции Андрей Жигалов работает над своим первым драматическим спектаклем, премьера которого состоится 21 ноября в Челябинске.

Золотое время

«По-другому и быть не могло, – говорит Андрей о своем первом театральном опыте. – Где родился, там и испытывай себя во всем!»

– Вы сказали, что в самом раннем детстве жили на улице Труда...

– Это были деревянные дома в районе дворца спорта «Юность». Их снесли, и мы переехали на Труда, 19 – рядом с площадью Павших революционеров. Все сознательное детство там прошло. А потом маме дали квартиру на северо-востоке.

– У вас было пацанское детство?

– Буквально вчера я говорил о том, как жаль, что ушло все это – дворовая дружба, посиделки... Да, мы собирались во дворах с гитарами, пели, вместе Новый год встречали. Сейчас такого нет, в восьмидесятые уже этого не было. То время было золотое. Поэтому я и написал рассказ про свой двор, а Юра Сычев сделал из него пьесу. И сейчас мы ставим для челябинцев спектакль, премьера которого состоится 21 ноября. В зрелом возрасте ты понимаешь, что детская дружба – самая ценная.

1 из 3

– О чем вы вспоминаете в своем рассказе?

– Там много моих наблюдений. Например, в моем классе была отличница Яна, она сидела на первой парте. А я – на последней. И учился плохо. (Смеется.) В какой-то момент я решил: буду все повторять за Яной, все ее движения – и тоже стану отличником. Весь урок я наблюдал только за ней, и все повторял. В конце концов получил заслуженную двойку, потому что учителя не слышал совсем. (Смеется.)

– Скажите, время сильно изменило наш город?

– Да, и людей, и город. Капитализм налицо. Может быть, это и к лучшему. Потому что когда мы в советское время ездили в Молдавию, например, то там в магазинах было все. А у нас – шаром покати. Это меня сильно удивляло.

Андрей Жигалов, профессиональный клоун, известный в мире как «Клоун без грима»; актер кино, автор и исполнитель песен. Родился в Челябинске в 1966 г., в начале 1990-х окончил Московское эстрадно-цирковое училище, во время учебы в котором был приглашен на главную роль Коли в трагикомедии Николая Досталя «Облако-рай». За эту роль был признан кинокритиками актером года. После удачного дебюта снялся еще в нескольких фильмах. За полтора десятка лет работы в Европе стал знаменитым клоуном: золотая медаль на престижном цирковом фестивале в Париже «Цирк завтрашнего дня»; «Серебряный Клоун» в Монте Карло, Гранд при приз президента Франции, приз Чарли Чаплина в Канаде. Со своим эстрадно-цирковым «Жигалов-шоу» он выступает в цирках Германии, Франции, Швейцарии, Дании и других стран.

Другого слова нет

– Вероятно, и вы всех сильно удивили, став клоуном?

– Наоборот. Не только я рано понял, но и все вокруг признавали, что у меня получается смешить. Мне нравилось пародировать, я любил наблюдать за людьми и запоминал их самые смешные черты. А началось все с того, что я наблюдал за своими родителями и понимал, насколько был смешным мой очень серьезный батя. Однажды я собирал на балконе спортивный велосипед из разных деталей, в магазинах же не было тогда спортивных велосипедов. Вдруг слышу – милицейская сирена. Смотрю вниз и вижу: бежит папа – ноги впереди туловища. (Показывает.) То есть желания убежать очень много, а бежать не может, потому что навеселе. (Смеется.) А за ним милицейская машина с сиреной медленно так движется, хотя догнать его – нечего делать. Я побежал спасать отца, затащил по лестнице домой и спрятал в шкаф. Сижу, жду... Никого! Вышел на балкон, а машина (по следам видно) развернулась и уехала. Они просто хохмили, видимо, потому что отец так смешно от них убегал. Открываю дверь шкафа: «Папа, они уехали». Он в ответ, как всегда, на полном серьезе: «Ушел!» (Смеется.)

– Если это было именно так, как вы изобразили, то просто готовая реприза.

– Да, и мне нравилось, что люди смеются, когда я что-то показываю. Человек очищается от всего плохого, когда смеется. У нас в спектакле есть размышления о том, кто такой клоун. Это английское слово. Если перевести на русский, – «второе лицо». То есть клоун – это как зеркало.

– Как относитесь к тому, что слово «клоун» в русском языке часто произносится с презрительной интонацией?

– Раньше стеснялся этого слова, а потом понял, что другого-то нет.

– Зачем все это было – гитара, бокс, спортивные велосипеды? Хотелось все успеть?

– Все детство был в спорте, мне это просто нравилось. Три года занимался классической борьбой, потом перешел в дзюдо. Уставал на тренировках, но после них неизменно бежал до дома от Центрального стадиона.

– Спортивность послужила плюсом при поступлении в цирковое училище?

– (Улыбается.) Когда я занимался в цирковом, на меня акробаты ходили смотреть – 15 сальто подряд делал. Но однажды упал во время сальто на голову и перестал прыгать.

1 из 3

– Что случилось?

– Во время исполнения трюков акробат не должен думать, а я, выпрыгнув вверх, вдруг начал анализировать – неправильно делаю. И упал...

– Но до циркового училища было профессионально-техническое и служба в армии?

– Да, я выучился на сварщика, после армии успел поработать сварщиком на челябинском химфармзаводе. Причем устроился туда не по блату, просто умел выполнять самые сложные сварочные операции. Практика же в армии большая была – я служил в ремроте. Старшиной был, сорок человек в подчинении и весь ремпарк на мне. Это 1984–1986 годы, дедовщина была жесткая. Но я себя в обиду не дал еще в учебке, потому что боксом занимался.

– Талант юмориста и музыканта тоже выручал?

– Это уже позднее. Офицеры начали называть меня клоуном.

Сложная история

– Из 450 претендентов на курс в цирковом училище взяли только вас и вашего будущего партнера по арене Эдуарда Алексеенко.

– Это было непросто. До начала творческого конкурса нас целый час мучили этюдами – мы заходили в аудиторию по 30–40 человек, нам давали задание, и мы фантазировали. Первый этюд – нужно было представить, что мы в пустыне, что есть с кувшин с ледяной водой, но горло болит так, что пить такую воду просто нельзя! «А пить очень хочется, – сказал режиссер. – Ваши действия?» Кто во что горазд... Мой будущий партнер Эдик начал раздеваться, даже трусы снять хотел, комиссия закричала: «Не надо, не надо!» Ситуация на самом деле безвыходная. Но я понимал еще и другое, что в этой толпе меня просто-напросто никто не увидит, поэтому я вышел из толпы, сел у входной двери и заплакал. Я плачу, а приемная комиссия смотрит на меня и просто ржет. «Все нормально», – понял я. Так я дошел до третьего тура. Ко второму туру от 450 человек осталась половина, а к третьему – единицы. И мы поступили вдвоем – я и Эдик.

1 из 2

– В училище пытались вас «сломать», как это бывает с будущими оперными солистами, или ценили вашу природу?

– Единственной проблемой был мой уральский говор, сценречью пришлось заниматься всерьез. А все остальное – мое. Клоун должен быть смешным – вот и все. Когда вышел фильм «Облако-рай», я пригласил своих челябинских друзей в кинотеатр имени Пушкина, там проходил фестивальный показ. И вот после фильма возвращаемся мы на троллейбусе домой (машин тогда ни у кого еще не было), едем, и все молчат. Вдруг один мой друг говорит: «Дрон (так меня друзья зовут), а где хохма?» И все стали хохотать как сумасшедшие. Дело в том, что они меня знали другим.

– Как рождались ваши репризы, за которые вы получили высокие награды, приз Чаплина, например? Кстати, Чарли Чаплин в жизни был серьезным человеком.

– И даже деспотом, когда выступал в роли режиссера. Его лучшим фильмом я считаю «Цирк». Сегодня кусочек из этого фильма пересматривал, где он со львом. Это гениально. Его сын Юджин (он вручал приз) рассказывал мне то, что слышал от отца: что весь фильм «Цирк» родился из одного трюка – когда Чаплин балансирует, а на него забираются обезьяны. Из этого получился целая картина! Во время съемок фильма «Участковый» у меня тоже родилась ситуация, из которой я скроил целую серию.

– Сегодня продолжаете сниматься в кино?

– Предложения есть, бываю на пробах, но скучно – не хочу. Есть желание снять свой фильм. Вот спектакль поставим, и буду думать о фильме. Сценарий уже есть.

– Какой фильм из собственной фильмографии любите больше?

– Сложная история. Первый мой фильм – «Тело», где мне очень нравилось работать с режиссером Никитой Хубовым, все было как на лезвии ножа. В Одессе я получил «Золотого Дюка» за эту роль. А «Облако-рай»... Все так легко прошло, что даже озвучивать не хотелось. Мне казалось, что не очень нужен будет этот фильм. А он любим зрителем. На роль Коли в этом фильме Николай Досталь попросил найти Никулина в молодости. Ему предложили меня. Я пришел на пробы на «Мосфильм», а меня не пускают. Пропуска, говорят, нет. Думаю: «И что дальше?» Перемахнул через четырехметровый мосфильмовский забор и пошел на пробы. Отсняли пробы, руководителем был Георгий Данелия, он меня и выбрал.

– Трудно быть узнаваемым зрителями?

– Сейчас уже привык, поначалу было неприятно – можете себе представить, тебя узнают, а у тебя денег нет на ресторан, и ты стоишь в очереди в обычной пельменной. Приходилось врать: «Нет-нет, это был не я». (Смеется.) Да и съесть ничего невозможно, все прямо в рот заглядывают. Как-то в театр пришел, Евгений Миронов на свой спектакль пригласил. Сел, рядом женщина: «Это он!» И пальцем на меня показывает. Все. Спектакля не помню. (Смеется.)

1 из 2

Опилками должно пахнуть

– Вы постоянно перемещаетесь по миру, отношение к шутке у зрителей разных стран одинаковое?

– Если смешно – все смеются. Мне нравится выступать на «Патрик Себастьян шоу» во Франции, где собираются звезды. Взять такую публику очень интересно. Это серьезный вызов. Там все профессионально. Итальянцы – больше театралы, оперу любят, но я там не выступал на арене, только в театре – все прошло отлично. Хотя я обожаю настоящие цирковые площадки – Circus Roncalli, цирк «Флик-Фляк» в Германии... Приходишь туда, и это уже сказка. Сразу настроение поднимается. Таким должен быть цирк. Бархат, позолота, свет, опилками должно пахнуть! Это же не сцена и не спортзал. Это цирк!

– Когда зал не откликается на игру драматического актера – тяжело, а когда зал не откликается на репризу клоуна?

– Смерть. Мне как-то Андрей Мерзликин сказал: «Мы можем хотя бы за текст спрятаться, а вы на сцене – голые». Это правда. Поэтому все непросто каждый раз. Человек слаб, как сказал Чехов, а халявы не бывает. Надо напрягаться. И для этого надо себя растормошить.

– Вы работаете в паре с немецким актером Фредом Шмидтом, как сложился ваш дуэт, ведь часто любят говорить: что русскому хорошо, то немцу – смерть?

– На самом деле он большой русофил, хорошо знает русский язык. Но дело даже не в этом, он – драматический актер и глубоко знает русскую литературу, Чехова всего переиграл. И он очень смешной. Кстати, Фред родился в Пекине, где его отец заведовал хозяйственной частью в немецком посольстве. Когда мы были там на гастролях, он набрал кирпичей и привез их в чемодане в Германию. Я не знал об этом. Вдруг он говорит мне: «Достань мой чемодан». Я беру – такой тяжеленный... Оказалось, он полный чемодан кирпичей набрал, чтобы заложить в будущий дом в Германии камни с родины – из Китая. (Смеется.)

– Есть клоунские призы, которые вам хотелось бы еще завоевать?

– Самые важные уже есть – с Эдиком мы взяли золото в Париже на конкурсе «Цирк завтрашнего дня», и это был конкурс сильнейших! Кроме того, никто из клоунов там никогда не получал золота. «Серебряного клоуна» в Монте Карло я тоже получил на смешанном конкурсе, в котором участвуют разные цирковые артисты. У принцессы Стефании, которая вручала этот приз, есть сын Луис, мой сын с ним подружился. И Луис сказал, что жюри присудило мне 19,5 баллов, ни у кого такого нет. Я ждал золото, а объявили «Серебряного клоуна». Сначала расстроился ужасно, а мне все стали говорить: «Как? За тобой никто не стоит – ни Росцирк, ни СССР, никто! Ты сам по себе! И серебро! Это же так круто!» А золото тогда дали акробатам. Но детское жюри первый приз отдало все-таки мне. И это самое лучшее, потому что нет жюри более искреннего.

– Какими языками сегодня владеете достаточно свободно?

– Английским, немецким, хотя никогда не учил языки так, как это принято. Все в процессе общения. И немецкий давался мне не просто, английский легче, потому что цирковые все говорят на английском. Получаешь огромное удовольствие, если правильно построил немецкое предложение, и тебя все поняли. Только переставь местами – и получится абракадабра. Все начинают смеяться. Со мной такое было. На этот счет много анекдотов. К примеру, про двух немцев, заброшенных во время Второй мировой войны в Англию. Агенты решили зайти в бар и проверить свой английский. Говорят бармену: Hi, two martini, please. – Dry? – спрашивает он. Они: Zwei, Ich habe gesagt! И все это правда.

– Иногда вы выступаете на частных вечеринках. Вас это не смущает?

– Помните, в пьесе Вампилова «Старший сын» герой говорит о том, что музыкант не должен стесняться того, что играет на похоронах: «По-моему, музыкант должен играть, когда человеку хорошо и когда плохо». Что-то в этом роде. Мы же существуем для того, чтобы смешить, радовать. Это нормально. И если тебя приглашают, значит, знают, ценят, уважают.

– Над чем вы сам смеетесь от всей души?

– Наедине с собою я не смеюсь точно, с детства был очень спокойным человеком. Как папа. (Смеется.) Смеюсь над женой Зоей, у нее классный юмор. Когда смотрю фильмы с Чарли Чаплиным или нашу классику. Есть попадания и в современных фильмах – «Упражнение в прекрасном» Виктора Шамирова раз 10 точно посмотрел.

Фото: Фото Олега Каргаполова, видео пользователя ANDREY JIGALOV/Youtube.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления