RU74
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Челябинске

Погода+3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +1

0 м/c,

749мм 93%
Подробнее
3 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Город Магнитогорск «заразили» агломерацией

Магнитогорск «заразили» агломерацией

Магнитогорск может стать вторым центром агломерации на Южном Урале, если вслед за металлургической промышленностью власти больше уделят внимания острым проблемам города: экологии, медицине, общественному транспорту и дорожному хозяйству. Об этом 8 сентября заявил исполняющий обязанности губернатора Челябинской области Борис Дубровский по итогам рабочего визита на юг региона. Какие интересы скрываются за долгосрочными планами по развитию второго по величине города региона и какие риски могут этому помешать, выяснил корреспондент Chelyabinsk.ru.

В августе 2014 г. правительство РФ включило Магнитогорск в список моногородов страны, зависящих от градообразующих предприятий. По критерию социально-экономических показателей его отнесли к муниципалитетам со стабильным уровнем развития.

Моногорода в силе и слабости

«Сейчас нас особенно интересует развитие больших городов, таких как Магнитогорск, которые могут стать центрами агломераций, – объяснил свою идею Борис Дубровский. – Он занимает лидирующую позицию в Челябинской области благодаря работе градообразующего предприятия – Магнитогорского металлургического комбината. Жизнь ММК здесь определяет жизнь города. Поэтому становится важным посмотреть работу других предприятий, чтобы минимизировать риски этой тесной связи».

Отдельно глава региона остановился на тех проектах, которые могут стать не только визитной карточкой Магнитогорска, но и вовлечь в процесс агломерации соседние районы. Так, уже давно существуют амбициозные планы по строительству пятого моста через реку Урал. Вопрос упирается не столько в вопрос финансирования, сколько в заинтересованность жителей принять условия инвесторов. Они готовы построить мост, стоимость которого оценивается в девять миллиардов рублей, но проезд по нему планируется сделать платным, поскольку сроки окупаемости подобного проекта займут как минимум пять-семь лет. По данным соцопроса, эту идею одобряют те граждане, которым выгодно платить за переезд, чем стоять в пробках и сжигать бензин на объездном пути.

1 из 4

«Трамваи есть в Челябинске, Магнитогорске и Златоусте, их необходимо развивать. Посмотрите на внешний вид «машин», на маршрут их следования и состояние трамвайных путей, – призвал чиновников Дубровский. – Обратите внимание на опыт западных стран, почему они не отказались от этого вида транспорта. По поводу строительства моста прошу учесть, что он может «разбить» территорию».

Главными преимуществами Магнитогорска, как отметили городские власти, являются курортные поликлиники и центры реабилитации для взрослых и детей. Также большим спросом пользуется туристическая сфера, развивается военно-патриотическое воспитание и газификация.

По словам главы Магнитогорска Евгения Тефтелева, администрация города усилит работу по реализации инвестиционных проектов, строительству жилья и наращиванию объемов продукции ММК, то есть сосредоточится вокруг сильных сторон муниципалитета. «Мы внимательно смотрим все материалы по агломерации. Эта тема актуальна, так как на Магнитогорск сориентированы южные районы области, например, Агаповский и Карталинский, – добавил он.

Александр Домбаев

Глава Агаповского района Александр Домбаев, позитивно оценивая идею врио губернатора, рекомендует не «изобретать велосипед», а обратиться к советскому опыту. Когда Магнитогорск только начинал превращаться в мощный промышленный центр, в близлежащих районах создавалась база для обеспечения работников комбината всем необходимым. Молочные, мясные изделия и прочие продукты пищевой промышленности обеспечивали не только сам Магнитогорск, но и многие города горнозаводской зоны. Этот опыт уже подразумевает взаимодействие и выгодное сотрудничество между муниципалитетами, в чем и заключается идея агломерации.

«Сейчас бюджет – документ строгой отчетности, у каждого поселения своя копеечка и собственный кошелек, – отметил Домбаев. – Да, от совместных предприятий и производств можно извлечь пользу, если мы узаконим процессы межбюджетного взаимодействия. Деревне ведь что нужно? Не только дотации, но и заинтересованность в производимой продукции, налаженный процесс снабжения. За свои деньги мы даже проект такой разработать не сможем. В урегулировании этих вопросов я вижу смысл агломерации».

Не конкуренция, а партнерство

Александр Полозов

По мнению экс-заместителя руководителя администрации губернатора Челябинской области Александра Полозова, агломерационные процессы в Магнитогорске обусловлены самим историческим расположением города. На это, в частности, указывает расположение аэропорта, который территориально относится к Башкирии. Курорты и здравницы, в которых отдыхают магнитогорцы, также в основном находятся за пределами области. Эти обстоятельства говорят в пользу создания уже некой надрегиональной агломерации, включающей не только соседние муниципалитеты, но и даже отдельные субъекты страны.

5 сентября главы семи муниципалитетов Южного Урала подписали учредительный договор о создании координационного совета, который объединит исполнительные и представительные органы власти городов и районов, вошедших в состав челябинской агломерации. В ее составе Челябинск и Копейск, а также Красноармейский, Сосновский, Коркинский, Еманжелинский и Еткульский районы. Общая численность населения – 1,566 тыс. чел.

«Агломерация, по сути, это форма, в которой может осуществляться взаимодействие между разными территориями. Вопрос в том, какая модель больше подойдет для Магнитогорска, – рассуждает Полозов. – Например, для городов с моноотраслевой экономикой разумнее идти по такому пути развития, который позволит опереться на другие «ноги».

По указу президента России Владимира Путина 8 сентября 2014 г. ликвидирован Минрегион, курирующий развитие агломераций в стране. Эту функцию передадут в другие профильные министерства и ведомства.

Он предложил выделить в отдельное ведомство структуру, отвечающую за стратегическое и территориальное планирование в регионе, в том числе создание агломераций. Сейчас этими вопросами занимается структурное подразделение в региональном министерстве экономического развития. Однако взять на себя всю работу по стратегическому планированию в отдельно взятых муниципалитетах этому ведомству не под силу. С такой задачей мог бы справиться новый департамент или министерство территориального развития.

Такое внимание к Магнитогорску накануне выборов губернатора Челябинской области Александр Полозов не склонен расценивать как повод для ослабления электоральной базы и усиления ревностных отношений со стороны жителей областного центра.

«Долгосрочные планы развития городов заложены Дубровским в «Стратегии-2020». С этой точки зрения его визит в Магнитогорск – составляющая часть реализации задуманного, такое же рядовое мероприятие, равно как и для любого другого муниципалитета, – разъяснил наш собеседник. – В Челябинске, насколько я знаю, тоже ведется активная работа в этом направлении, но в силу своего управленческого менталитета Магнитогорск просто быстрее сработал и опередил областной центр. Это не повод для ревности, а свидетельство реализации установок, заложенных в стратегии Дубровского».

Фото: Фото с сайта Gubernator74.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter