Город Скандал в ЮУрГИИ может вырасти в дело

Скандал в ЮУрГИИ может вырасти в дело

Советский райсуд 22 июля отказал в удовлетворении иска Павла Костенка к министерству культуры Челябинской области о восстановлении его в должности ректора Южно-Уральского государственного института искусств. Минкульт готовит заявление в правоохранительные органы по факту хищения средств вуза. Сам бывший руководитель ЮурГИИ заявил, что пойдет до конца, отстаивая свою позицию. Подробности – в эксклюзивном материале Chelyabinsk.ru.

В суде представители минкульта неоднократно подчеркнули, что не имеют претензий к Павлу Костенку как к руководителю, не отрицают его добросовестности и высоких деловых качеств. А свидетель со стороны ответчика Светлана Сычева отметила, что квалификационным требованиям экс-ректор соответствовал. Павел Костенок настаивал на том, что был уволен с нарушением процедуры, по причинам дискриминационного характера, из-за личной неприязни министра культуры Алексея Бетехтина.

«Процедура не была нарушена, – считает адвокат министерства культуры и правительства Челябинской области Павел Андреев, – Павел Костенок уволен законно, это доказано заключением Российской академии правосудия. По закону учредитель имеет право увольнять руководителя подведомственного учреждения немотивированно, без объяснения причин. Главное условие при этом – соблюсти письменную процедуру и выплатить уволенному работнику компенсацию в размере трех заработных плат, что и было сделано».

Во время заседания прозвучало мнение, что студентов принудили к участию в флешмобе, нарушив учебный процесс, а подписи сотрудников вуза были собраны обманным путем – в подтверждение этих сведений представители минкульта предоставили письмо от 28 апреля ряда сотрудников ЮУрГИИ Алексею Бетехтину. В нем 16 работников вуза описывают методы руководства институтом в период ректорства Павла Костенка как «авторитарные и губительные» для института, а также заявляют о давлении на них и студентов со стороны ректората.

Суд постановил отказать Павлу Костенку по всем заявленным в иске требованиям.

«Я буду идти дальше, – заявил экс-ректор ЮурГИИ Павел Костенок после объявления решения суда, – буду добиваться правды, потому что она на моей стороне. Благодарен студентам за активную позицию и считаю это тоже результатом моего труда. Планирую подавать апелляцию, так как считаю приказ министерства незаконным, а решение суда несправедливым».

Секреты флешмоба

Поддержать Павла Костенка в суд пришли три десятка работников ЮУрГИИ, половина из которых заявлялись как свидетели с его стороны, но в результате в этом качестве выступили только четверо.

В целом, исходя из показаний сторон, сложилась следующая картина. Павел Костенок был назначен директором Челябинского института музыки им. П. И. Чайковского в 2010 году. Алексей Бетехтин поставил перед ним задачу реорганизовать вуз, объединив три учебных заведения – собственно институт музыки, художественное училище и колледж культуры. Ситуация в принятом Костенком вузе была сложной, возникали проблемы с финансированием и хозяйственной частью, проверки надзорных ведомств регулярно вскрывали множество нарушений. К сентябрю 2012-го реорганизация завершилась созданием ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского.

В мае 2013 -го вышел указ президента о надбавках для учителей и преподавателей высших и средних учебных заведений, педагогические работники в нем указаны не были. Имея деньги в фонде труда и привлекая внебюджетные средства, Павел Костенок решил проблему выплат педагогам-концертмейстерам. Но в сентябре 2014-го пришло уведомление из министерства культуры, что надбавки положены лишь преподавателям среднего и высшего профессионального образования, к числу которых те не относятся – они педагогические работники, но не преподаватели. Павел Костенок считает, что если бы он не позаботился о своих сотрудниках, конфликта бы не возникло. Однако именно концертмейстеры составляют основную массу недовольных его руководством.

Пытаясь решить проблему финансирования, ректорат принял нестандартное решение – направить в правительство области письмо с предложениями, минуя вышестоящую инстанцию – министерство культуры. Согласно показаниям проректора по административно-хозяйственной работе Владимира Петренко, в письме содержались идеи повышения эффективности ЮУрГИИ, но министр культуры на аппаратном совещании у губернатора получил нагоняй за то, что его подчиненные действуют через его голову. По словам Петренко, на следующий день после этого он и Костенок были вызваны на ковер, Алексей Бетехтин посоветовал не обращаться больше в правительство, а предложения подготовить в более наглядной форме, с графиками и картинками. Вскоре после этого последовали официальные замечание и выговор ректору ЮУрГИИ (снятые затем трудинспекцией).

Все свидетели со стороны Павла Костенка (а их было заявлено 13) собирались охарактеризовать его с профессиональной стороны. Но представители минкульта заявили, что добросовестность, личные и деловые качества бывшего ректора не оспариваются, квалификационным требованиям он соответствовал. В связи с этим и ради экономии времени суд решил выслушать двух проректоров и трех свидетелей.

Главный бухгалтер ЮУрГИИ Виктор Запащиков сообщил суду, что 23 апреля получил от Алексея Бетехтина приказ об увольнении ректора, расчет для выплаты ему компенсации, документ о передаче дел от Павла Костенка Елене Сизовой. Вернувшись в институт, главбух тут же пошел в приемную руководителя и лично передал ему бумаги, факт передачи не зафиксировал, и никто при этом не присутствовал.

Проректор ЮУрГИИ по персоналу и воспитательной работе Олег Рифель сказал, что дружит с Павлом Костенком уже 30 лет, и был с ним в кабинете, когда пришел главный бухгалтер и показал документ из министерства.

Сам Павел Костенок поначалу утверждал, что приказа не видел до 6 мая, когда был ознакомлен с ним в отделе кадров министерства культуры. Затем сказал, что получил документ уже 23 апреля, но не считал себя вправе бросать коллег, потому отказывался признавать бумаги действительными.

Сразу после ректора главбух уведомил о приказе министра других руководителей института искусств. На следующий день появилось открытое письмо, был начат сбор подписей под петицией в защиту Павла Костенка (позднее представители министерства культуры скажут, что подписи собирались обманным путем – об этом министру сообщит целый ряд сотрудников ЮУрГИИ).

1 из 3

Утром 27 апреля возле главного корпуса ЮУрГИИ (бывшее здание ЧИМ на ул. Плеханова) состоялся флешмоб студентов. По информации минкульта, молодежь принуждали к участию в акции ректор и некоторые преподаватели. При этом ряд студентов утверждает, что пришли на флешмоб по настоянию завкафедрой социально-гуманитарных дисциплин Георгия Квятковского. Тот свое участие в подготовке акции отрицает. Другие учащиеся сообщают, что организатором выступил профком, который также открестился от флешмоба. Наконец, участники действа говорят, что единого организатора не было, а акция, в которой в основном поучаствовали студенты отделения социо-культурной деятельности, которые учатся в другом корпусе, была спонтанной.

В тот же день на встрече министра культуры с проректорами института искусств Олег Рифель спросил, почему ректор был уволен. По словам всех свидетелей со стороны Павла Костенка, Алексей Бетехтин ответил, что на него еще никто никогда не писал жалоб, называл Костенка гордым, неуправляемым, неуступчивым, настойчивым, но при этом – хорошим работником, сильным руководителем и даже кандидатом в замминистры. Одни говорили, что глава минкульта потрясал пачкой жалоб на Костенка, другие утверждали, что речь о злоупотреблениях не шла.

27 апреля был последним рабочим днем Павла Костенка в качестве ректора ЮУрГИИ. По его словам, на следующее утро он все равно пришел в вуз и продолжал трудиться до 6 мая, так как не мог бросить ошарашенный коллектив, а и.о. ректора Светлана Санникова к исполнению обязанностей не приступала.

По словам самой Светланы Санниковой (свидетеля со стороны Павла Костенка), она руководила вузом с 28 апреля по 27 мая, но бывшего ректора в институте не видела после 27 апреля. Ее слова подтверждает Виктор Запащиков. 28 апреля Костенок заявил, что готовится оспорить приказ об увольнении в суде. 6 мая он пришел в министерство культуры, и в отделе кадров ему вновь вручили приказ об увольнении.

Chelyabinsk.ru следит за развитием событий.

Фото: Фото Ирины Созыковой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления