RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +7

2 м/c,

южн.

740мм 37%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Город «Я с юристами работаю или это проходимцы?»: как не нарваться на мошенников, если задумал списать долг

«Я с юристами работаю или это проходимцы?»: как не нарваться на мошенников, если задумал списать долг

Видеоинструкция от эксперта в сфере банкротства

Вячеслав Курилин, помощник сенатора Челябинской области, председатель правления МОО по ЗПП «Антикризисный центр «Советник», юрист-практик, специализирующийся на банкротстве физлиц

Сегодня порядка миллиона человек в России признаны банкротами. В связи с увеличением роста популярности услуги активизировались мошенники, конкуренцию им составляют начинающие юристы — откровенные дилетанты. Многие единственной своей целью видят заработок, а вместо того чтобы помочь, только вредят клиентам, например затягивают процедуру банкротства на неопределенный срок. В результате люди годами сидят без денег и с долгами, находятся в постоянном стрессе, терпят неподобающее поведение со стороны псевдоспециалистов, но продолжают надеяться на лучшее.

Руководитель антикризисного центра «Советник», помощник сенатора Челябинской области Вячеслав Курилин признается — к сожалению, такие случаи уже стали системой. Люди жалуются, что не первый год находятся в процедуре банкротства, но ничего не происходит — дело не двигается. Всё чаще имеют место резонансные кейсы, когда человеку, которому не нужна процедура банкротства, навязывают услугу, в результате чего он теряет единственное жилье.

Как не нарваться на мошенников? Можно ли исправить ситуацию, если сидишь в долговой яме, а юрист, которому ты доверился, откровенно бездействует? И кому не нужна процедура банкротства? Ответы на эти и другие вопросы — в интервью эксперта.

Вячеслав Курилин — общественный деятель, помощник сенатора Челябинской области, председатель правления МОО по ЗПП «Антикризисный центр «Советник», эксперт Общероссийского народного фронта (ОНФ), основатель юридической компании «Квадрат», юрист-практик, специализирующийся на банкротстве физлиц. С 2005 по 2010 года работал в крупной финансовой структуре, где стал очевидцем того, насколько люди беззащитны перед банками и кредиторами. Уволился в период серьезного кризиса, когда стало понятно, что людей защищать некому. В 2011 году основал юридическую компанию, посвятив себя помощи тем, кто оказался в трудной финансовой ситуации.

«Процедура банкротства не является карательной»

Вячеслав Валерьевич, с какими проблемами сталкиваются клиенты при работе с недобросовестными юристами в сфере банкротства физических лиц?

— Когда человек обращается за банкротством, его основная цель — это списание долга. Но, к сожалению, зачастую люди сталкиваются с тем, что в процедуру заходят, но по какой-то причине долг им списывать не торопятся. Как правило, это связано с тем, что юридическая компания, в которую обратился человек, некорректно оценила документы, фактические обстоятельства дела, либо даже не знает, как это делать.

К нам обращаются люди, которые находятся в процедуре банкротства год-два-три, но по сути никакая деятельность для списания их долга не ведется. Человек в такой ситуации пытается выйти на контакт с юристом, но его игнорируют, могут хамить. Клиент оказывается заложником ситуации.

Распространена ситуация, когда недобросовестные юристы элементарно теряют документы. Казалось бы, это недопустимо, но в практике очень часто встречается. Клиенты приходят и говорят: «Я уже не понимаю, что происходит. Я с юристами работаю или это какие-то проходимцы?» Всё это — сигналы о том, что с подобными компаниями работать не нужно, положительного эффекта от процедуры банкротства не будет.

В ходе процедуры банкротства люди месяцами, а некоторые годами сидят без денег. Это недопустимо.

Часто человеку в ходе процедуры банкротства не выплачивают денежные средства. Это в корне неверно. Человек не должен жить без денег и питаться воздухом. Верховный суд неоднократно разъяснял, что процедура банкротства не является карательной. Поэтому денежные средства, такие как зарплата, пенсии, алименты, должны выплачиваться в рамках Закона. На практике же люди обращаются и говорят, что месяцами, а некоторые годами сидят без денег. Это недопустимо. В некоторых случаях оспариваются сделки, которые не должны оспариваться, например сделка с единственным жильем.

Человеку в состоянии банкротства находиться эмоционально непросто. И у государства нет цели обеспечить людям дополнительный стресс. Цель закона — сделать так, чтобы человек, оказавшийся в долговой яме, смог решить свои финансовые проблемы, а кредитор, в свою очередь, смог проверить ситуацию — действительно ли человек не спрятал имущество, действительно ли не обманывал при получении займа.

Конечно, в сфере банкротства физических лиц нужно наводить порядок. И существующий закон всё это позволяет делать. Все проблемы, которые я сейчас описал, решаемы с точки зрения закона о банкротстве и с точки зрения закона о защите прав потребителей.

Банкрот — это не бесправное состояние человека

Как ваша организация помогает бороться с недобросовестными юристами?

— Всё зависит от того, на каком этапе банкротства находится человек и какая у него проблема. Допустим, клиент только заключил договор, оплатил некую сумму и вдруг понял — по отзывам, темпам работы, стилю общения, — что имеет дело с недобросовестной компанией, и принимает решение о прекращении работы. На словах это просто, на деле всё сложнее. Часто компания отказывается возвращать деньги — в данном случае мы действуем в претензионном порядке. Претензия направляется на расторжение договора и возврат денег. Если этот формат юридическую компанию не устраивает, действуем в судебном порядке.

И это далеко не все препятствия на пути к списанию долга. Так, арбитражный управляющий в ходе процедуры банкротства может вести себя некорректно — распространенная ситуация, когда клиенту не выдаются денежные средства. Конечно, без денег человеку очень тяжело. И самое парадоксальное, что человек их заработал, это его заработок, или это его пенсия, алименты, это могут быть социальные выплаты. Их обязаны выплачивать. Но по той или иной причине арбитражный управляющий этого не делает.

Приведу пример. Арбитражный управляющий находится в Петербурге, а должник в Челябинске. Не все банки готовы решать вопросы удаленно, а юристу лететь из Петербурга и решать проблему в Челябинске, видимо, не хочется. Вопрос, почему он такую процедуру взял — риторический, он не имеет отношения к конкретному должнику.

В данном случае мы коммуницируем с арбитражным управляющим. Есть контрольные и надзорные органы, через эти структуры можно на него влиять. Если это по какой-то причине не удается сделать, работаем в судебном порядке. В этом смысле закон о банкротстве четко прописывает все права должника, все права и обязанности арбитражного управляющего.

Банкротство нужно не всем, это не панацея. Для многих это вредное решение, которое только ухудшает положение.

Важно понимать, что банкрот — это не бесправное состояние человека. Он ограничен только в своих правах на период процедуры банкротства и после, но исключительно в финансовых вопросах, которые, в свою очередь, выходят за пределы прожиточного минимума, алиментов и так далее.

Кредиторы могут занимать радикальную позицию. Иногда ее можно сравнить с вредительством, когда нет цели получить некий эффект, есть цель максимально затянуть процедуру, оказать на должника давление. Есть такое понятие как «психология кредитора», когда кредитор уверен, что должник где-то спрятал деньги, у него где-то есть скрытое имущество, и чем большее давление будет на него оказано, тем быстрее он рассчитается. Что далеко не так, и в ходе процедуры всё это проверяется.

В такой ситуации защищаем интересы должника в суде, отстаиваем его позицию. Кредиторы могут попытаться забрать у него автомобиль, даже несмотря на то, что владелец имеет ограниченные возможности по здоровью и машина необходима ему для жизни. Или попытаться признать роскошным жилье, которое таковым не является, и выселить людей. Такие ситуации возникают, как правило, из-за того, что неверно была выбрана стратегия прохождения процедуры, юристы некорректно обосновали существующую ситуацию и это дало повод кредиторам действовать таким образом.

Поэтому крайне важно на начальном этапе, перед тем как решиться на процедуру банкротства, взвесить все за и против, проконсультироваться с разными специалистами. Я всегда говорю, что банкротство нужно не всем, это не панацея. Для многих это вредное решение, которое только ухудшает положение — моральное и часто финансовое.

Если в ходе процедуры человек понимает, что ситуация зашла в тупик, необходимо искать варианты решения. В частности, наша общественная организация и создана для того, чтобы помогать в таких ситуациях.

Банкротство с 100%-й гарантией — это миф

Как ваша организация сотрудничает с государственными и правоохранительными органами для борьбы с недобросовестными практиками в сфере банкротства?

— В ряде случаев невозможно, просто отстаивая позицию в суде, защищать интересы должников. В частности, если налицо мошенническая деятельность, необходимо обращение в правоохранительные органы с тем, чтобы была проведена проверка и дана соответствующая оценка. Неоднократно на этапе инициирования данного вопроса юридические компании шли на контакт и решали вопрос в пользу должника, особенно в случаях, когда дело касалось возврата денежных средств.

Общественная организация «Советник» анализирует деятельность юридических компаний. Если мы видим очевидно незаконную рекламу, мы обращаемся в антимонопольную службу. Сегодня ведомство активно работает в этом направлении, и заголовки в духе «Банкротство — гарантия 100%», к счастью, уже не встретишь. Если вдруг человеку дают такое обещание, стоит задуматься. Это сигнал к тому, что люди не разбираются в ситуации и просто хотят затянуть человека в процедуру и получить денежные средства. Ни один толковый юрист не даст вам 100%-ю гарантию.

В ходе процедуры банкротства участвуют еще несколько органов, которые занимаются контролем и надзором, среди них саморегулируемая организация арбитражных управляющих. Она подключается, если арбитражный управляющий не выполняет свои обязанности, бездействует либо совершает действия, которые вредят должнику. Контролем деятельности работы арбитражного управляющего также занимается Росреестр. Суд — это высшая организация, которая всегда может разрешить вопрос в ту или иную сторону. Совокупность этих механизмов позволяет защищать интересы должников.

Мы занимаемся также и аккумулированием существующих недостатков, «дыр в законе», для того чтобы формировать законодательные инициативы. Если видим определенные положения, которые могут быть скорректированы, — выносим на рассмотрение. Яркий пример — упрощенное банкротство, которое раньше не распространялось на пенсионеров. Мы проанализировали вопрос, собрали статистику и подготовили законопроект, который сегодня позволяет пенсионерам проходить эту процедуру. Сегодня закон принят, он скорректирован.

Онкология, семейные споры и телефонное мошенничество

Расскажите о конкретных случаях помощи клиентам, которые оказались жертвами недобросовестных юристов.

— Вот яркий пример. У клиента нашли онкологию, и для него встал вопрос, как дальше жить, как платить по ипотеке. Он работал в хорошей компании, в связи с заболеванием и увольнением работодатель выплатил ему немалые деньги. Зарплата, пенсия, социальные выплаты тоже составляли приличную сумму. При этом его уговорили — путем обмана, с моей точки зрения — пойти в процедуру банкротства. Обещали сохранить квартиру, выплачивать средства. Однако на тот момент, когда клиент обратился к нам, его квартира уже была продана, а денежные средства никто не выплачивал.

Мы оперативно подключились и смогли добиться, чтобы он смог проживать в этой квартире еще 2,5 года, чтобы ему выплатили часть суммы от продажи квартиры — это порядка 700 тысяч рублей. Социальные выплаты составили около 400 тысяч рублей. Но самое главное в этой истории то, что клиенту вообще не нужно было идти в процедуру банкротства. Теми выплатами, которые ему произвели, он бы смог годами гасить ипотеку и обслуживать долг. Процедура для него была просто вредная.

Другая ситуация: брат пытался банкротить сестру и оставить ее на улице. У той был дом площадью 60 кв. м, брат хотел признать жилье роскошным, хотя это был обычный дом с удобствами на улице. Девушка — а ей на тот момент было 19–20 лет — в принципе не понимала, как защищаться в этой ситуации. Юристы, к которым она обратилась, несколько лет совершали действия, которые не приводили к необходимому результату. И всё шло к тому, что она потеряет свое жилье. Мы вмешались в ситуацию и смогли доказать, что данное жилье не подлежит разделу, сохранили за клиенткой дом, а долг, соответственно, списали.

Отец четверых детей 7 месяцев не получал денежных средств, хотя всё это время работал. Разве это нормально?

И напоследок история многодетного отца, которого обманули телефонные мошенники. Долг был серьезный, порядка 5 млн рублей, самостоятельно рассчитаться клиент не мог. Обратился к юристам, те сказали «вопрос решим». В итоге подал на банкротство. Когда мы встретились и стали вместе работать, он уже семь месяцев сидел без денег. Человек, у которого четверо детей, вообще не получал денежных средств, хотя всё это время работал. Просто деньги поступали на счет, которым мог распоряжаться только арбитражный управляющий, а он этого не делал.

Соответственно, мы подключились, смогли донести до арбитражного управляющего, что лучше работать по закону. Он, разумеется, пошел нам навстречу. Мы сопроводили процедуру до логического завершения, а клиент решил свои финансовые проблемы.

Запишитесь на бесплатную консультацию

Кому и когда вы бы посоветовали обращаться к вам за помощью?

— Если человек, находясь в процедуре банкротства, на протяжении нескольких месяцев не получает деньги, если юристы, к которым он обратился, регулярно теряют документы или игнорируют его звонки — в этих случаях имеет смысл обратиться за профессиональной помощью.

Также стоит проконсультироваться со сторонним юристом, если имеет место очевидное нарушение, например, бывают ситуации, когда арбитражный управляющий или кредиторы изымают часть имущества, что не всегда является законным.

В принципе, я бы посоветовал обращаться в компанию и людям, которые только рассматривают банкротство. Это сравнимо с приемом у врача, когда лучший вариант — проконсультироваться с доктором до того, как начать пить таблетки. Вот и с юристом имеет смысл проконсультироваться прежде, чем принимать какое-то важное решение. Консультации у нас бесплатные, если процедура банкротства вам не нужна, мы точно об этом скажем и посоветуем не усложнять себе жизнь. Расскажем о существующих рисках, объясним, почему не нужно рассматривать вариант банкротства в вашем конкретном случае.

«Банкротство — продукт, который не нуждается в рекламе»

Как вы оцениваете эффективность действующих механизмов наказания недобросовестных юристов в сфере банкротства?

— Механизмы, которые бы стимулировали юридические компании не идти на нарушение прав банкротов, к сожалению пока находятся в стадии разработки. На сегодня рассматриваются разные варианты решения проблемы, в том числе сертификация юристов, — чтобы все специалисты получили статус адвокатов. С моей точки зрения, хороши любые варианты, которые будут вести к некому контролю и к ситуации, которая будет носить превентивный характер.

Также я считаю, что реклама банкротства должна быть ограничена. А лучше — полностью запрещена в самое ближайшее время. Потому что сегодня она носит агрессивный характер, провоцирует на данный шаг тех, кто, в принципе, способен исполнять свои финансовые обязательства, да и в целом формирует у жителей страны не очень хорошее экономическое восприятие ситуации. Они ежедневно видят по телевизору рекламу банкротства, получают звонки по телефону с предложением пройти процедуру банкротства. Всё это создает не очень благоприятный фон.

Я считаю, что банкротство — это продукт, который не нуждается в рекламе. Если человеку действительно необходимо такое решение, он его найдет, но когда будет искать сам, то с большей вероятностью придет к профессионалам. И здесь я, пожалуй, останусь во мнении, что в принципе полный запрет рекламы на сегодня позволил бы решить этот вопрос.

«Антикризисный Центр Советник» — некоммерческая общественная организация. Создана в 2011 году для помощи клиентам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации — неспособным платить по кредитам, рассчитаться с микрозаймами. И если раньше «Советник» защищал клиентов от банков и коллекторов, то сегодня всё чаще спасает челябинцев от псевдоюристов.

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ «АНТИКРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР «СОВЕТНИК», банкротзащита.рф

Реклама

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления