RU74
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Челябинске

Погода+1°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -2

3 м/c,

зап.

724мм 93%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Город Меры к мэрам

Меры к мэрам

Кремль запускает в действие механизм отстранения глав муниципальных образований по инициативе либо депутатского корпуса местного органа самоуправления, либо губернатора субъекта федерации. Законопроект с поправками к закону «Об общих принципах местного са

" src=

Кремль запускает в действие механизм отстранения глав муниципальных образований по инициативе либо депутатского корпуса местного органа самоуправления, либо губернатора субъекта федерации. Законопроект с поправками к закону «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» в среду внес на рассмотрение в Госдуму президент Дмитрий Медведев.

Как прокомментировал это событие интернет-порталу «Единой России» курирующий вопросы политической реформы в администрации президента Владислав Сурков, «политическую систему России в ближайшее время ждет серьезная корректировка». Впрочем, неожиданностью все это не стало или, по крайней мере, не могло стать. Многие из внесенных президентом инициатив были объявлены Дмитрием Медведевым еще в ходе оглашения послания 5 ноября.

Одна главных внесенных поправок – изменения, направленные на совершенствование процедуры отзыва глав муниципальных образований. Как стало известно Chelyabinsk.ru, в поправках к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вводится такое понятие, как «удаление в отставку». До данного момента были предусмотрены лишь «отзыв» или «отрешение». Губернатор области (края, республики) мог отрешить мэра на основании решения суда, признавшего его виновным, а избиратели – отозвать в случае преобразования муниципального образования или после признания судом мэра не способным осуществлять полномочия из-за плохого здоровья.

При этом, как уточняет первый заместитель главы администрации президента Владислав Сурков, для удаления в отставку нужны будут четкие основания. Газета «Ведомости» расширяет толкование господина Суркова: «Теперь оснований для отставки мэра станет больше: неисполнение мэром от трех месяцев и более полномочий местного и государственного значения, а также нарушения, за которые по прежнему закону временно вводили внешнее управление (большая просроченная задолженность муниципального бюджета, нецелевое расходование средств, установленное судом нарушение федерального законодательства)». Сам механизм отставки также предельно конкретизируется: уволить мэра может городской парламент двумя третями голосов, при этом инициатива рассмотрения вопроса об увольнении градоначальника должна быть внесена либо третьей частью депутатов, либо губернатором. Таким образом, если поправки пройдут Государственную думу, в чем, в общем-то, нет больших сомнений, то, действительно, пресловутая вертикаль власти дотянется до самого нижнего, муниципального уровня власти. Наверное, именно это и имел в виду Владислав Юрьевич, говоря о «серьезной корректировке» политической системы страны.

Мотивы действия президента понятны и легко объяснимы. Безобразия, творимые не местах градоначальниками и их подчиненными, давно стали притчей во языцех, и федеральный центр готовится положить этой вакханалии конец в виде кнута, который при случае легко будет можно использовать. По оценке члена Общественной палаты России Вячеслава Глазычева, которого цитирует «Ведомости», в 2008 году более 80 мэров (!!!) российских городов были привлечены к уголовной ответственности, некоторые до сих пор находятся в розыске, а некоторые ушли в отставку под давлением следствия. За примерами далеко ходить не надо, главы муниципалитетов в Челябинской области не остают от своих коллег по всей стране. Экс-мэра Трехгорного Николая Лубенца до сих пор разыскивает следствие, недавно глава Кизильского района Александр Смирнов задержан за получение крупной взятки, с декабря губернатор области и его команда безуспешно (пока) пытаются спровадить в отставку мэра Озерска Сергея Чернышева. У многих на слуху и на памяти конфликтные ситуации, связанные с Карабашом, Южноуральском, Златоустом и другими городами и территориями и главами местной исполнительной власти с одной стороны, депутатским корпусом и правительством области – с другой. Апофеозом стал тупиковый конфликт в Верхнем Уфалее, где намертво сцепились глава города и глава округа, итогом чего стала добровольно-принудительный отпуск первого с передачей полномочий заместителю Татьяне Софьиной.

Во всех перечисленных случаях у руководителя региона, в данном случае Петра Сумина, были, что называется, связаны руки, и отсутствовал простор для маневра. Мэр города – избранное должностное лицо, и отстранить его своим решением губернатор не может. Погрозить пальцем, ругнуть в сердцах, лишить финансовых преференций – может, а вот оперативно поменять руководителя муниципалитета – нет. Что, собственно, наглядно иллюстрирует нынешний конфликт в Озерске. Губернатор предложил и мэру, и главе собрания уйти в отставку добровольно, с чем поначалу согласились оба. И даже написали заявления об уходе в последних числах декабря 2008 года. Однако, вернувшись в город, Сергей Чернышев неожиданно передумал уходить, объяснив это тем, что идет зимний сезон (в декабре он, в таком случае, по логике озерского градоначальника, еще не наступил? – прим. авт.), в городе отсутствует принятый Устав муниципального образования и даже бюджет Озерска. Сегодня в ситуацию вынуждены вмешаться: во-первых, губернатор, во-вторых – полпредство, в-третьих – структуры российского атомного ведомства, которые напуганы размахом конфликта в закрытом территориальном образовании. А сделать, повторимся, исходя из нынешней редакции закона о местном самоуправлении, можно не так уж и много. Рычагов нет, или, что точнее, не очень-то эффективные рычаги задействованы в данном случае.

«Мы не раз вносили предложения по разработке реально работающего механизма отзыва глав муниципальных образований через различные структуры», – говорит заместитель губернатора области Николай Рязанов, который как раз и «разруливает» нынешний конфликт в Озерске. – Можно считать, что наши предложения были услышаны, и президент внес соответствующие поправки в законодательство. Жаль только, что принятие поправок все равно станет действовать в следующем избирательном цикле для муниципальных образований», – добавил Николай Михайлович. Как показалось, добавил с плохо скрываемым сожалением, и заместителя губернатора можно понять. Сколько бы вопросов внутриобластной политики разрешилось бы в мгновение ока, если бы поправки к закону о местном самоуправлении стали бы действовать еще «вчера», что, понятно, невозможно.

Первый заместитель челябинского мэра Олег Грачев был менее оптимистичен в оценке инициатив президента, предположив, что вокруг них в Госдуме развернутся нешуточные баталии. «Пока, конечно же, никто не видел текст внесенных президентом поправок к закону о местном самоуправлении. Но я бы хотел заметить в этой связи вот что: если депутаты местного органа самоуправления наделяются полномочиями по отзыву главы муниципального образования, то должна быть и предусмотрена процедура судебного разбирательства. Мы знаем много ситуаций, когда, допустим, главой образования вносится на утверждение местного органа самоуправления бюджет, но его утверждения не происходит. Формально, в таком случае, можно, получается, отправить главу в отставку? Но он же вовремя внес документ, а без его утверждения работать не может! В России и так, по сути, глава за все отвечает! Рычаг по отзыву главы должен быть не только у депутатов местного органа. Должен быть разработан четкий и «рабочий» механизм по отзыву самих депутатов. Без таких корректировок мы можем получить «дубину», которой очень легко при желании можно будет воспользоваться в отношении неугодного мэра», – заявил Олег Николаевич.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления