RU74
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Челябинске

Погода+6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

8 м/c,

ю-з.

737мм 45%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Образование Психологом, программистом или блогером: кем хотят работать студенты с инвалидностью

Психологом, программистом или блогером: кем хотят работать студенты с инвалидностью

В ЧелГУ завершился чемпионат профмастерства для людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»

В региональном чемпионате «Абилимпикс» на площадке ЧелГУ принимают участие школьники, студенты и специалисты

Люди, которые имеют нарушения зрения или слуха, с трудом передвигаются, вовсе не отчаиваются — они ищут себя в самых разных сферах и упорно строят карьеру. Сильные и целеустремленные личности кому угодно дадут фору на рынке труда. Это подтверждает ежегодный национальный чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

Международное движение «Абилимпикс» со штаб-квартирой в Японии — это своего рода олимпиада по work-skills для людей с инвалидностью. Задача проекта — сломать стереотипы работодателей относительно этой категории специалистов, дать им профессиональный старт и интегрировать в социум.

Челябинский государственный университет, где инклюзивная среда начала формироваться 30 лет назад, является бесспорным флагманом Урала по работе с людьми с инвалидностью. Здесь создана система доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ЧелГУ учатся студенты с нарушениями зрения (в том числе полностью незрячие), слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других органов и систем различной степени выраженности. Сегодня в университете открыт ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ), территориями ответственности которого являются Челябинская, Свердловская и Курганская области.

Неудивительно, что он был выбран площадкой проведения самого первого регионального «Абилимпикса» в 2015 году и с тех пор каждый год принимает его участников.

«Абилимпикс–2021» в ЧелГУ — это 9 компетенций, более 40 экспертов, более 60 участников, 3 возрастные категории: школьники с 14 лет, студенты и специалисты (имеющие профессиональное образование и без ограничений по возрасту).

Чемпионат для участников — это способ заявить о себе, показать свой профессиональный потенциал и найти работу

С каждым сезоном проект набирает обороты. В этом году на площадке ЧелГУ школьники, студенты и специалисты демонстрировали свои знания и навыки в девяти компетенциях: «web-разработка (программирование)», «переводчик», «психология», «социальная работа», «мультимедийная журналистика», «предпринимательство», «экономика и бухгалтерский учет», «администрирование баз данных», «юриспруденция». Участники выпускали мультимедийные лонгриды, создавали маркетплейсы, занимались переводами и решали юридические головоломки. После подведения итогов самые сильные из них отправятся на национальный чемпионат «Абилимпикс» в Москву.

В ЧелГУ создана доступная среда, где студенты с ограничениями по здоровью не чувствуют себя беспомощными

Комментирует начальник РУМЦ ЧелГУ Дарья Романенкова:

— Набор профессиональных компетенций, по которым проводится чемпионат, обновляется с каждым годом. Их выбор продиктован требованиями регионального рынка труда: важно, чтобы компетенции были востребованными. Конкурс дает ребятам возможность показать себя, продемонстрировать свои экспертные навыки и пообщаться с предприятиями на профессиональном языке. Победители получают шанс пройти стажировку или практику в известных организациях. На площадках присутствуют работодатели. Некоторые из них преподают в ЧелГУ, предоставляют студентам базу практик и выступают экспертами на конкурсе. Так мы решаем главную задачу при обучении студентов с инвалидностью — содействуем их трудоустройству.

На площадке «Web-программирование» участники проектируют интернет-магазин

Эксперты проекта разрабатывают задания и предлагают сложные, отнюдь не абстрактные, а практические задачи — чтобы участник чемпионата мог продемонстрировать свое креативное мышление и умения, важные в реальной жизни. Так, на площадке «web-программирование» участники проектируют интернет-магазин.

— За 3–4 часа студентам и специалистам нужно спроектировать базу данных и разработать интерфейс. На выходе у них должен получиться полноценный жизнеспособный проект интернет-магазина. Скажу, что программирование — это такая специальность, в которой подготовка очень относительное понятие, поскольку ты готовишься каждый день. Если участник побеждает на региональном чемпионате, его охотно примут на стажировку в IT-компании Челябинска: Xpage, whatAsoft и другие. На рынке острый дефицит хороших специалистов в области web-разработок, — рассказывает управляющий IT-компанией whatAsoft, эксперт чемпионата Валентин Потапов.

Одной из участниц в компетенции «мультимедийная журналистика» стала 27-летняя Милютина Николаева, ее рост — 130 см

На площадке «мультимедийная журналистика» каждый участник работает как сотрудник крутой редакции.

— Участники выполняют сложные проекты в формате лонгрида. На выполнение задания выделяется шесть часов. За это время они выбирают тему по любой компетенции чемпионата, находят на площадках героев среди участников, делают фото, снимают короткое видео, в которых должны присутствовать все элементы видеорепортажа: стендап, интервью, закадровый тест и визуальный ряд. Затем монтируют ролик, обрабатывают фото и верстают лонгрид, где проявляют свои навыки дизайнеров. Те, кто участвует и побеждает в чемпионате — готовые журналисты. Редакции челябинских СМИ с удовольствием берут победителей на стажировку и в штат. А если участник побеждает на национальном чемпионате, перед ним открываются дороги в федеральные СМИ, — комментирует главный региональный эксперт в компетенции «мультимедийная журналистика» Евгения Футерман, преподаватель журфака ЧелГУ и корреспондент Первого канала.

Одной из участниц в этой компетенции стала 27-летняя Милютина Николаева. Рост девушки — 130 сантиметров. Мила сумела справиться с комплексами по поводу своей внешности, получила высшее образование и продолжает учиться дальше. Сейчас девушка ведет блог в «Инстаграме», участвует в волонтерском движении и мечтает о карьере интернет-журналиста.

— Я студентка 2-го курса магистратуры физико-математического факультета ЮурГГПУ. Но сейчас развиваю себя как блогер. Хочу научиться брать интервью, создавать сценарии. В дальнейшем планирую работать с людьми, со звездами. Для меня этот чемпионат — хороший старт, — рассказывает Милютина. — В качестве героя своего лонгрида я выбрала незрячего молодого человека, который мечтает стать юристом.

Студент 3-го курса института права ЧелГУ Глеб Широков сначала хотел стать музыкантом, а теперь мечтает о карьере политолога

Герой видеорепортажа Милютины — студент 3-го курса института права ЧелГУ Глеб Широков. Парень пробует свои силы в компетенции «юриспруденция» и планирует стать политологом. Поначалу его привлекала карьера музыканта, но со временем Глеб взял курс на изучение права.

— Я второй раз участвую в чемпионате «Абилимпикс». Если человек сидит на одном месте и ничего не делает, он деградирует. Нужно развиваться. Изначально у меня было много вариантов относительно карьеры. Я рассматривал направление искусства, а именно музыки. Играю на трех инструментах — фортепиано, виолончель и гитара. Потом решил для себя, что высшее образование — это база. Важно иметь профессию, заниматься полезным делом. После окончания вуза буду учиться дальше по юридическому профилю. Интересуюсь политологией. Дальше пойду в аспирантуру, хочу писать диссертацию, возможно, поеду обучаться в другой город.

В компетенции «лингвистика» участвуют студенты с нарушениями по слуху и речи

Преподаватель английского языка Златоустовского индустриального колледжа им. П. Аносова Светлана Симонова подготовила к «Абилимпиксу» студентку с нарушениями по слуху и речи. Ее ученица, вопреки глухоте, освоила иностранный язык и выступает в компетенции «лингвистика».

— Наше учебное заведение много лет является площадкой для обучения детей, имеющих нарушения здоровья. У нас есть такие студенты на первом курсе, есть выпускники. В области лингвистики обучение людей с нарушениями по слуху и речи крайне затруднительно. На уроке присутствует сурдопереводчик. Вся информация дублируется в методических пособиях, на доске. У нас есть лингафонный кабинет, который используется для ребят с особенностями здоровья, — делится Светлана Симонова.

Максим уверен, что без знания английского в современном мире не проживешь

— Я в первый раз участвовал в «Абилимпиксе» в компетенции «мультимедийная журналистика» 2 года назад. В этом году мне предложили попробовать свои силы в английском. Я язык знаю хорошо, поэтому решился, — говорит слабослышащий ученик школы-интерната № 12 Максим Волков. — Изучать язык всегда сложно. Надо проявлять усидчивость. Но это важно и нужно. Если поедешь за границу, как общаться с другими людьми? После окончания школы планирую поступить в медицинский.

По итогам чемпионата лучших участников приглашают на стажировки и трудоустраивают на предприятия

— Студенты ЧелГУ ежегодно становятся призерами национального чемпионата. В прошлом году студентка факультета лингвистики и перевода заняла 1-е место по России. В позапрошлом — у нас было 2 медалиста в лингвистике и мультимедийной журналистике, — подчеркивает начальник ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ЧелГУ Дарья Романенкова. — Отмечу, что «Абилимпикс» — это не только конкурсная часть, но и деловая программа, где обсуждается проблематика трудоустройства людей с инвалидностью с участием университетов, властей, служб занятости, министерств, общественников и работодателей. На стратегической сессии мы ставим вопросы состояния регионального рынка труда. Отталкиваясь от потребностей работодателя, мы строим профориентационную работу, которая ведется со школьниками и студентами. Сегодня в регионе цифра по трудоустройству выпускников с инвалидностью — около 60%, примерно 20% продолжают образование в магистратуре или получают второе образование. На мой взгляд, это хорошие показатели. Наша ключевая задача — вовлекать новых участников в движение «Абилимпикс», чтобы еще больше популяризировать национальный чемпионат и, как следствие, содействовать эффективному трудоустройству его участников.

Около 60% выпускников с инвалидностью трудоустраиваются, 20% — продолжают образование

Консультации по вопросам, касающимся поступления лиц с инвалидностью в вузы, получения высшего образования, последующего трудоустройства для жителей Челябинской, Свердловской и Курганской областей можно получить в РУМЦ ЧелГУ по телефону горячей линии call-центра: 8 800 302–71–55 или (351) 799–71–55, а также через электронную почту: rumc@csu.ru.

Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129, ауд. А-26;
тел.: +7 (351) 799–71–55;
rumc@csu.ru;
группа во «ВКонтакте». https://vk.com/rumc_csu.

На правах рекламы. Erid:

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления