RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

2 м/c,

зап.

737мм 54%
Подробнее
6 Пробки
USD 90,65
EUR 98,58
Бизнес Ипэшники распродают бизнес

Ипэшники распродают бизнес

Индивидуальные предприниматели и мелкие юрлица массово пытаются продать свой бизнес. Количество объявлений на сайтах по продаже готового бизнеса за 2014 год выросло в несколько раз, резко ускорившись после декабрьского падения курса рубля. Почему «малыши» выстроились на продажу и кому категорически нельзя покупать такой бизнес, читайте в материале Chel.ru.

Тенденция к росту объявлений о продаже бизнеса началась еще с весны 2014 года. Малые предприниматели сворачивают свою деятельность и пытаются продавать бизнес, свидетельствуют данные «Опоры России». Если в 2013 году в России было открыто 490,7 тыс. юрлиц, а закрыто 419 тыс., то за 11 месяцев 2014 года открылось 417,5 тыс. юрлиц, а закрылось 483,6 тыс.

Статистика количества объявлений о продаже бизнеса на одном из крупнейших российских сайтов бесплатных объявлений показывает, что число желающих продать свой бизнес в 2014 году увеличилось в разы. В Москве, например, в 2014 году было подано в 14,5 раза больше объявлений о продажах бизнеса, чем в 2013-м, в Московской области – в 11,7 раза, в Санкт-Петербурге – в 15,8 раза, в Краснодарском крае – в 11,1 раза. Активнее всего через сайты бесплатных объявлений продают предприятия общепита, сферы услуг, торговли, а также интернет-магазины.

В рубрике «Продажа бизнеса» на 74.ru сейчас размещено около 500 объявлений о продаже своего дела. Больше всего объявлений о продаже магазинов и торговых точек, небольших производственных компаний, кафе, а также шиномонтажек, автомоек и автосервисов.

В прошлом году многие собственники испытали желание избавиться от своего бизнеса, рассказал РБК член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. «Продажа бизнеса связана с общим ухудшением предпринимательского климата в России, – комментирует он. – Люди испугались и повышения курса доллара, и увеличения арендных ставок, и снижения покупательской активности». Выручка падает, говорит Небольсин. Больше всего, по его словам, пострадали турбизнес (сокращение на 30%), ресторанный бизнес (сокращение до конца марта составит 25%), торговля спортивными товарами. «Увеличение выручки наблюдается только в стрит-ритейле и продуктовом ритейле в связи с повышением цен», – резюмирует эксперт.

«В последние месяцы действительно произошло увеличение в полтора-два раза числа предложений по продаже объектов малого бизнеса. С одной стороны, этому способствует ухудшение экономической конъюнктуры (ослабление рубля к доллару США, падение реальных доходов населения, «санкционные войны»). С другой стороны, стоит отметить низкий спрос на объекты малого бизнеса среди покупателей – сроки экспозиции выросли в несколько раз, что приводит к росту объема предложения», – говорит финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин.

Какой бизнес продают в Челябинске (количество объявлений о продаже бизнеса на 74.ru):
– магазины и торговые отделы – 76;
– небольшое производство – 31;
– интернет-магазины – 17;
– рестораны, кафе, бары – 14;
– велнес-центры, фитнес-центры, спа-салоны – 13;
– автосервис – 10;
– АЗС – 8;
– шиномонтажки – 8;
– оптовые продажи – 7;
– парикмахерские – 6;
– автомойки – 4;
– медцентры, аптеки – 3;
– услуги населению – 3;
– гостиницы – 3;
– сауны – 2;
– дома отдыха – 2;
– газеты – 2.

В качестве причины для продажи предприниматели обычно называют переезд в другой регион или страну либо необходимость вложить деньги в новое дело. Эксперты считают, что настоящая причина – падение покупательского спроса, а вслед за ним и общей рентабельности бизнеса. «Покупательская способность, безусловно, снижается в последнее время, а люди так устроены, что в первую очередь отказываются от тех благ, которые трудно назвать критичными. Все, что связано с покупкой каких-то эмоций, все, что люди покупали, чтобы удовлетворить потребности второго и третьего порядка, все эти «фру-ля-ля и лапиздроны с шоколадными зайцами» продаются все хуже», – разводит руками директор сети мини-маркетов «Домашний» Илья Коноплев.

Скорее всего, какой-то одной причины для ухудшения самочувствия малого бизнеса нет, тут сошлись сразу несколько тенденций, считают предприниматели. «Малый и микробизнес становится нерентабельным. Причем это связано не столько с экономической, сколько с конкурентной средой, – говорит председатель Союза предпринимателей Челябинской области Олег Фомин. – Малый бизнес – это практически всегда услуги или торговля. А эта часть рынка замонополизирована донельзя, их выживают крупные сети. А сейчас, с падением потребительского спроса, вообще все стало плохо».

Еще одна существенная причина для закрытия или продажи – скакнувший курс рубля. «Продается в первую очередь бизнес, который связан с закупом импортных расходников или импортной продукции. Рост курса такие бизнесы подкосил, их товар стал дорогим, покупать стали меньше. Бизнес на продаже каких-то вещей, которые не особо нужны, да еще и подорожали из-за курса, сдувается», – говорит серийный предприниматель, владелец нескольких мелких бизнесов Сергей Устюжанин.

Малый и микробизнес не имеет накопленных финансовых запасов, как средние и крупные компании, поэтому он «падает в обморок» из-за первого же сильного волнения на рынке. «Предполагаю, что частично поставщиками этих самых услуг были те самые ИП и микробизнесы, которые продавали свои услуги через группы в соцсетях, какие-то мастер-классы, что-то еще, – рассуждает Илья Коноплев. – Понятно, что эти люди не имеют даже минимальной финансовой подушки, чтобы этот спад продаж перетерпеть, вот и начались закрытия. Да, это печально, но это и логично».

Желающих найти покупателя на свой бизнес чрезвычайно трудно, объявления о продаже могут висеть несколько месяцев. «Я знаю нескольких предпринимателей, которые выставили свои точки на продажу. Точки пока закрыты, бизнес продается, но вряд ли они найдут покупателя в ближайшее время», – делится Илья Коноплев. Это логично, считают эксперты, в нынешних условиях связываться с малознакомым делом с неизвестной рентабельностью попросту опасно. «На мой взгляд, без существенных уступок в цене продать бизнес возможно. Однако придется смириться с экспозицией в один–шесть месяцев в зависимости от ликвидности предложения и его экономических показателей», – анализирует Тимур Нигматуллин.

На объекты до трех миллионов рублей основной спрос обычно исходит от частных лиц, указывает Нигматуллин. Однако на вопрос, стоит ли сейчас скупать бизнесы по дешевке, эксперты отвечают отрицательно. «Покупать малый бизнес сейчас можно порекомендовать только тем, кто хочет эти деньги выбросить», – категоричен Олег Фомин. Другие предприниматели, опрошенные Chel.ru, реагируют не столь эмоционально, но в целом тоже советуют хорошо подумать, а потом все-таки отказаться от покупки. «Покупать такой бизнес можно только в том случае, если у нового владельца есть четкое понимание, как он будет свои деньги из него извлекать, – описывает Илья Коноплев. – Например, продают люди кондитерский отдел, арендованный в большом магазине. Продают потому, что не могут извлечь из него доход, это же очевидно. Я считаю, что совершенно неразумно сейчас что-либо покупать. Если только вы не целевой эксперт, если вы не разбираетесь в этом бизнесе досконально». Чуть ли не единственное исключение из этого правила – легко масштабируемый бизнес, испытывающий трудности из-за нехватки оборотных средств. «Если этот бизнес завязан на людях, которые после продажи собираются уйти, то я бы такой бизнес покупать не стал, несмотря ни на какую декларируемую рентабельность, – говорит Сергей Устюжанин. – А если это какой-то абстрактный продукт или услуга, например в IT-сфере, и нужно просто подкинуть в него денег, чтобы масштабировать производство, то почему бы и нет».

Трагизм ситуации эксперты видят в том, что уход с рынков «малышей» не означает облегчения для более крупных компаний. «Средний бизнес улучшения не испытает. Перетока покупателей от закрывшихся микробизнесов не будет. Закрываются-то действительно те, кто либо располагался неудачно, либо работал в зоне товаров не первого спроса. И в том, и другом случае у такого бизнеса уже не было особо клиентов. Идет сжатие пружины спроса, которая когда-то потом будет расширяться обратно, но как и когда это произойдет, пока неизвестно», – подытоживает Илья Коноплев.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления