В десятки раз увеличить штрафы за нарушение закона о защите прав потребителей предлагают депутаты Государственной думы. Обман покупателей, продажу плохого товара или отказ от предоставления информации законодатели оценили сумму от 10 до 300 тысяч рублей. Соответствующий законопроект о поправках в Кодекс об административных нарушениях планируется внести на рассмотрение в Госдуму в ближайшее время. Региональные правозащитники уверены, что нововведение не особо повлияет на уровень нарушений, так как оно не предполагает неотвратимости наказания. К тому же несовершенство законодательства, работы правоохранительных и судебных органов позволяет нарушителям уходить от наказания.
Сегодня в случае нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей должностному лицу грозит штраф 1-2 тысячи рублей. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, замеченные в неправомерных действиях, уплачивают в казну штраф 10-20 тысяч рублей. Как пояснил автор законопроекта, заместитель председателя комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы Виктор Звагельский, компаниям сейчас выгоднее платить штрафы, чем тратить деньги и время на устранение нарушений. Причем за повторное нарушение предлагается ввести еще большие штрафы – до 1 млн рублей для юрлиц. Конкретных работников, неоднократно «обидевших» потребителей, вообще предлагают дисквалифицировать на год, а деятельность ИП и юрлиц приостанавливать на месяц.
По данным Роспотребнадзора, в России в прошлом году было выявлено 235,8 тысячи нарушений. Именно Роспотребнадзор является уполномоченным государственным органом, который обеспечивает защиту прав потребителей. Кроме того, недовольные покупатели могут обратиться в общественные организации, в прокуратуру и суд. Как сообщает региональный Роспотребнадзор, ежемесячно в ведомство за консультациями по этим вопросам обращается порядка 200 южноуральцев. «В числе основных вопросов – применение закона, качество обуви, одежды и сложнотехнических бытовых товаров, защита прав в сфере предоставления услуг по установке оконных и дверных блоков, а также нарушения в сфере предоставления финансовых, туристических услуг и жилищно-коммунального хозяйства», – говорит начальник отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по Челябинской области Наталья Кирсанова. Кстати, именно компании ЖКХ, авиаперевозчики, банки, представители турбизнеса и продовольственные сети, по мнению авторов законопроекта, чаще всего нарушают права потребителей. «Роспотребнадзор обычно занимается делами по массовым заявлениям. В большинстве же частных случаев оказывает консультационные услуги, отправляя искать правды в суде. В крайнем случае специалисты могут связаться с обидчиками и в устной форме «пожурить» их», – говорит директор Центра защиты прав человека Илья Ципордей, отмечая, что наиболее распространенным нарушением являются проблемы с гарантийными сроками.
По словам председателя правления ЧРОО ОЗПП «Общественный контроль в действии» Руслана Закирова, ситуация с нарушениями закона о защите прав потребителей в регионе угрожающая. Он уверен, что помимо увеличения штрафов необходимо комплексно решать проблему. «Мы часто сталкиваемся с судебными разбирательствами, в которых замешаны турфирмы, компании ЖКХ», – говорит Руслан Закиров.
Как отмечает Илья Ципордей, как правило, туристы страдают от неполной и недостоверной информации об оплаченном отдыхе. «А доказать вину турфирмы и привлечь компанию к административной ответственности очень сложно», – говорит эксперт.
Не меньше жалоб и на банки. «Отказ в предоставлении полной информации – это стандартный способ кредитных учреждений заработать», – говорит Руслан Закиров. Однако представители банков заверяют, что несоблюдение буквы закона сопряжено с серьезными последствиями и репутационными рисками.
«Специфика финансовой деятельности требует от банков быть не только максимально прозрачными, но и внимательно относиться к соблюдению законодательных норм и требований Центробанка», – считает заместитель регионального директора оперофиса Промсвязьбанка в Челябинске Валентина Лебедева. По ее мнению, каждый отказ в предоставлении информации банком должен иметь основания, предусмотренные законами и регламентирующими правовыми актами. Так, согласно ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности», кредитная организация не имеет права отказать клиенту в предоставлении информации по его счетам и вкладам. «Не думаю, что есть банки, сознательно идущие на нарушение прав потребителей и, как следствие, нарушение норм закона. Если это и случается, то, на мой взгляд, это скорее вызвано некомпетентностью отдельных сотрудников, а не принципиальным стилем поведения кредитной организации», – считает Валентина Лебедева.
По ее мнению, повышение штрафов и угроза административного приостановления деятельности стимулирует компании и банки более внимательно подходить к соблюдению прав потребителей. Однако профилактикой должно быть прежде всего самостоятельное осознание бизнесом ответственности перед клиентом. С ней согласен и юрист адвокатского бюро «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Виктор Глушаков. Но он в свою очередь добавляет, что не стоит забывать о возможных злоупотреблениях как со стороны государственных органов, так и простых граждан. «Высокие размеры штрафов могут оказаться эффективным средством воздействия недобросовестных потребителей на компании и послужить механизмом "потребительского шантажа"», – считает Виктор Глушаков. В то же время, по его словам, существует возможность ошибок государственных контрольно-надзорных органов при назначении наказания в виде крупного штрафа, что может привести к огромным финансовым потерям для добросовестных компаний.
Правозащитники же, в свою очередь, уверены, что заставить компании устранять нарушения закона о защите высокие штрафы не смогут. «Есть целая система ухода от штрафов и наказаний, например, заведомый обман с последующим банкротством или подставлением невиновных лиц», – уверен Руслан Закиров.
«Огромный штраф еще не говорит о неотвратимости наказания», – считает Илья Ципордей. По его словам, компании больше денег заработают на нарушениях, выплачивая штрафы, чем если будут заниматься их устранением. Помимо ужесточения фискальной нагрузки необходимо повышать грамотность населения, а также эффективность работы правоохранительных органов и судов. Руслан Закиров приводит пример, когда со времени получения исполнительного листа могут пройти годы, прежде чем виновники заплатят штраф. «За это время компании-нарушители легко могут найти лазейки», – поясняет представитель ОЗПП.
Юристы советуют обманутому потребителю сначала попробовать решить проблему самостоятельно, а уже потом, если переговоры зашли в тупик, обращаться за помощью к государству. «Можно воспользоваться всеми способами защиты прав – обратиться в Роспотребнадзор, защищать свои интересы в судебном порядке, а при наличии существенных нарушений имеется смысл обратиться в прокуратуру», – говорит Виктор Глушаков, добавляя, что все эти этапы стоит снабдить качественной юридической помощью, что позволит исключить возможность ошибок.