Авто Челябинский смотрящий: кто на самом деле рулит нашими светофорами

Челябинский смотрящий: кто на самом деле рулит нашими светофорами

Камеры распознают ваши лица и машины, считают и делают выводы

Это так называемый ЦУП: здесь в несколько кликов мыши можно изменить фазу работы любого светофора или, например, включить зелёный коридор для ликвидации пробки

Челябинск — единственный город в России, где все светофоры объединены в единую сеть и управляются из вот этой комнаты, которую здесь называют ЦУПом по аналогии с космическим центром управления полётами. Она чем-то и похожа: на эти экраны выводится всё, что может понадобиться для тонкой настройки системы, — погода, расположение снегоуборочных машин и общественного транспорта, аварии. Более того, система умеет распознавать ваши лица. Правда, до полной автоматизации процессов ещё года четыре: пока большая часть светофоров работает по заранее установленным программам. Но есть исключения.

Видео Леонида Меньшенина
На главном экране видно расположение всех светофоров и режим работы. Флажками помечены те, которые работают в адаптивном режиме

Пока адаптивный режим работы тестируется на двух магистралях: это гостевой проспект Комарова и Комсомольский проспект. Они фиксируют интенсивность потока с помощью камер, причем на Комсомольском используются оптические камеры, а на Комарова — инфракрасные. Обрабатывая данные, система в режиме прямого эфира меняет фазы светофоров, добиваясь максимальной пропускной способности: по оценкам, это увеличивает её на 15%.

Это график интенсивности потоков через перекрёсток на проспекте Комарова: разными цветами показана интенсивность потока в отдельных направлениях
А вот усреднённые данные за сутки: утром и вечером интенсивность потока кратковременно достигает 1000 автомобилей в час
Светофоры на Комсомольском проспекте работают в адаптивном режиме

Пока это только эксперимент. Его результаты обнадёживают, но окончательно судить об успешности буду ближе к концу года. Постепенно этот опыт начнут распространять на другие улицы Челябинска, но это уже задача следующего уровня сложности. Сделать адаптивными светофоры на сетке улиц сложнее, чем в одном направлении, ведь системе придётся искать компромисс между «интересами» разных потоков. Полностью адаптивными челябинские светофоры должны стать к 2024–2025 годам.

Информация о пробках в режиме реального времени: таким нас уже не удивишь

Кстати, адаптивные светофоры не просто реагируют на текущую обстановку, но стараются её предугадать на основе предыдущего опыта или, например, метеорологических условий. В теории они могут менять алгоритмы при распознавании ДТП, хотя это отдельная и довольно сложная задача. Пока система распознавания аварий работает в режиме накопления статистики, которая учитывает затем для изменения схемы движения на опасных участках.

Система распознала аварию на перекрёстке Салавата Юлаева и 250 лет Челябинску в автоматическом режиме. Оценивает интенсивность удара, а также поведение участников аварии после ДТП
На этом экране обозначают очаги аварий зелёными, жёлтыми, красными метками — по возрастанию частоты и тяжести происшествий

Эта статистика используется для изменения схемы организации движения, например, на ряде опасных участков в прошлом году запретили левый поворот.

А вот так в наглядном виде представляется режим работы светофора по фазам: в данном случае это алгоритм для пересечения проспекта Победы с Свердловским

Кроме упомянутых участков с адаптивными светофорами, остальные работают по заранее заданным алгоритмам, которые разрабатывают и постоянно корректируют специалисты, реагируя на обстановку в городе. Это не совсем ручная работа: если обнаруживается проблема, например, неожиданная пробка в «Парковом», данные загружаются в специальную программу Lisa+, которая выбирает оптимальные фазы, естественно, перед окончательным утверждением их сначала тестируют.

Окно ручной настройки светофора: здесь можно посмотреть его алгоритмы для разного времени суток и получить полную детализацию для каждого из них. Например, на Свердловском и Победы цикл светофора в разное время суток составляет 100 или 120 секунд
А вот интересное окно с запрограммированными зелёными коридорами на разных улицах: их используют, например, для пропуска кортежей в случае приезда высокопоставленных чиновников

Алгоритмы светофоров меняются несколько раз в суток, и в момент их пересменки на табло обратного отсчёта загораются прочерки: мы уже рассказывали, что это нормально. Больше опасностей таит внезапный переход светофоров из режима жёлтой мигалки в основной — на перекрёстках с камерами в эти секунды легко словить штраф. Есть возможность менять режим светофоров и в ручном режиме, но используется это разве что в случае форс-мажоров.

Работа оператора вроде бы не так сложна, потому что всё происходит само собой, но, как у авиадиспетчеров, требует постоянного внимания и готовности вмешаться

Например, в случае эпических заторов из-за аварии оператор может временно включать «зелёный коридор» для машин одного из направлений, чтобы не допустить полного паралича.

На фото начальник автоматизированной системы управления дорожным движением СМЭУ Юрий Воителев. Ранее организация называлась СМЭУ ГАИ, но к ГИБДД отношения не имела — это подрядчик, который выполняет работы по установке и содержанию дорожных знаков, ограждений, светофоров и так далее
В журнал записываются, например, проблемы с дорожным полотном, которые тормозят поток: они затем передаются в управление дорожного хозяйства
На этом экране показано состояние пешеходных переходов, подсветка которых работает от солнечных батарей: зелёные заряжены, жёлтые — в процессе. Уральского солнца им вполне хватает даже зимой
Экран с многообещающим заголовком ШОС на самом деле просто показывает техническую информацию, например, места прокладки оптоволоконных кабелей, расстановку камер и светофоров
А эти кружки — общественный транспорт

А вообще возможностей у таких систем много, и одна из самых пугающих — на экране ниже.

Камера с разрешением всего 5 МП позволяет распознавать лица пешеходов и отслеживать их маршрут. Это делается не для слежки, а чтобы составить карты пешеходных потоков. Так что улыбайтесь — вас снимают и узнают

В России пока нет городов с полностью адаптивной системой управления светофорами: дальше всех продвинулись Казань и Москва, где умные светофоры работают на некоторых участках. В челябинском же ЦУПе гордятся, что только у нас все объекты уже объединены в единую сеть, что создаёт хороший фундамент для их дальнейшего обучения. Правда, процесс этот небыстрый.

Пока же перенастройка светофоров происходит под контролем людей. И происходит это практически в ежедневном режиме.

Насколько адекватна настройка светофоров на ваших маршрутах?

Неплохо: пробок почти нет
Есть вопросы к организации движения в целом
Ужасная: постоянные заторы и хаос

В прошлом году в Челябинске появились выделенные полосы, но работают они пока лишь для галочки. Также в городе появились две новые односторонние улицы. Всё это происходило в рамках глобальной модернизации транспортной сети Челябинска, которая в прошлом году явно отставал от планов.

Связаться с редакцией проекта «Авто» можно через электронную почту. Пишите в наши группы во «ВКонтакте» и Facebook, а также во все мессенджеры по номеру +7–93–23–0000–74, делая пометку «Для Артема Краснова». Подписывайтесь на наш канал в YouTube

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления