Снег ведь выпадает каждую зиму и технологии его уборки всем известны. Так почему снегопады в Челябинске чуть не привели к транспортному коллапсу и почему их последствия ощущаются до сих пор, спустя две недели с последнего «наводнения»?
Оказывается, есть причины. Рассказывает заместитель главы города по транспорту и дорожному хозяйству Владимир Алейников: «В этом году были три фактора, которые существенно затруднили работу снегоуборочной техники. Во-первых, с начала года выпала трехкратная норма снега, что, естественно, потребовало больше времени для устранения последствий снегопадов. Во-вторых, снег падал в течение нескольких дней, то есть машинам приходилось многократно возвращаться на одни и те же улицы. И третье, весьма необычное обстоятельство – чаще всего в сильные снегопады на улице теплеет, в этом же году температура падала ниже 30 градусов, что создало проблемы сугубо технического плана, вплоть до лопнувших шлангов гидроприводов. Сразу же после начала снегопадов мы задействовали 100% снегоуборочной техники, примерно 230 единиц, но поскольку норма снега была превышена, в праздники активно привлекали строительные организации и довели количество до 400 единиц. Для сравнения, в прошлом году мы вывезли 140 тысяч тонн снега за весь зимний сезон, в этом году уже на текущий момент – 170 тысяч тонн».
Владимир Алейников также отмечает, что в условиях ограниченных ресурсов приходилось расставлять приоритеты, например, в первую очередь прочищать «бутылочные горлышки», вроде моста в начале ул. Бр. Кашириных.
Снегоуборочная кампания продолжается, но всех проблем не устраняет. На проезжей части коммунальные машины соскребают снег до асфальта, а на выездах из дворов и парковок образуются обледенелые брустверы, высота которых за счет «убранного» снега становится неприличной.
Другая проблема – скользкие накаты вдоль дорог и колеи, убирать которые, видимо, придется актрисе-весне. В Челябинске произошло несколько аварий и даже перевороты, однако ПДД сформулированы весьма хитро и обвинить дорожников не так-то просто. «Да, ДТП из-за того, что машину выбросило из колеи, случаются, но нужно помнить, что в правилах есть пункт 10.1, который обязывает водителя выбирать скорость движения в соответствии с видимостью и дорожными условиями, – говорит инспектор по пропаганде ГИБДД Челябинска Виталий Мордовин. – Если вы едете по голому льду, да еще с колеей, выбирайте безопасную скорость, даже если она равна 10 км/час. В Екатеринбурге водители подали коллективный иск на дорожников, у нас, насколько мне известно, такого нет».
«Убрать лед с дорог в такой мороз весьма трудно, – поясняет Владимир Алейников. – Он слишком твердый, и снегоуборочные машины его просто не могут снять. Как только потеплеет, мы уберем остатки».
Остаются проблемы и на дворовых территориях, многие из которых напоминают танкодромы. «Это зона ответственности управляющих компаний, – говорит Виталий Мордовин. – Помимо уборки снега, на таких территориях необходима также и организация его вывоза, иначе кучи снега будут создавать проблемы для движения и ограничивать видимость».
Чистка дворов тракторами также осложняется припаркованным транспортом, поэтому во многих случаях придется просто терпеть. Но нам не привыкать.